История Воложинской Церкви евангельских христиан баптистов.

Церковь… Это то, что с одной стороны так привычно нам, куда мы ходим обыкновенно каждую неделю или чаще но, с другой стороны, - великая тайна Божья, красоту, устройство и назначение которой постигаешь многие годы и на протяжении всех их ты восхищаешься от сделанных открытий, когда вдумчиво изучаешь Слово Божье, - впрочем, как при изучении любого другого вопроса или темы Библии. Вот уже более 2000 лет прошло с того момента, когда Господь Иисус Христос, Спаситель мира, создал Свою первую Церковь на земле, в далёкой Палестине, и с тех пор они растут, умножаются и сияют всё ярче и ярче, отражая свет Христов по всему лицу земли. Правда, в настоящее время становится всё труднее и труднее сохранить их чистоту, и многие из них уже пали под ярым натиском многообразных лжеучений, но с помощью Господа, по Его верному слову обетования, мы верим, что как в те далёкие времена, так и теперь, Он может и сохранит её без повреждения и порока даже до последнего отведённого ей на земле дня, и врата ада не одолеют её. Одной из многих Церквей Христовых, которые находятся на белорусской земле, перенёсшая свинцово-мрачные тяжёлые времена гонений и теперь находящаяся в испытании свободой, является Воложинская церковь ЕХБ. Мы сознаём, что под тяжестью десятков лет нам, верующим начала двадцать первого века, представляется трудным верно, до мелких подробностей, представить историю развития и жизни общины, поэтому заранее у наших читателей просим извинения за возможные неточности, которые могут встретиться при рассказе о данной Церкви. Баптистско-евангельское движение началось в Воложине так: уроженка города Воложина, Екатерина Ботян, уехала в Вильнюс на заработки и устроилась там домработницей. В том месте она услышала и приняла Благую Весть, которую и привезла первой в родной город вместе с несколькими Библиями. Вскоре, узнав, что сотворил Господь с Екатериной, покаялись первые три женщины, и так в 1912 году зародился костяк будущей поместной Церкви Христовой. Этими сёстрами были Ковалевская Анна, Мандрик Ксения и Журкевич Фёкла Фёдоровна, родная сестра будущего пресвитера Воложинской Церкви – Байраша А.Ф. Последняя специально ходила пешком (что было не в диковинку для того времени!) в Варшаву, чтобы принять крещение у баптистов. Самый первый дом, который «приютил» верующих, когда они собирались для сердечных встреч за Словом и молитвою, к сожалению, за давностью времени неизвестен, но одни из первых собраний в те годы в Воложине начали проходить в доме № 42 по улице Бондари (в дальнейшем Мицкевича, потом Кирова). Рассказываю интересные факты из жизни этих верующих: они ходили вместе вокруг Воложина (тогда он был не такой уж большой) и, останавливаясь у каждой яблони, молились о том, чтобы в этом городе было столько верующих христиан, сколько яблок на этой яблоне. Бог впоследствии обильно благословил город и ответил на эти молитвы. Анна Ковалевская была непревзойдённой певицей – коль запоёт где-нибудь в поле, так все её могли отличить по голосу от остальных тружениц. Все её три сына и одна дочь, впоследствии ставшая учительницей, тоже уверовали в Господа, а перед смертью покаялся также её муж. Приняли в те годы Христа как личного Спасителя в сердце и родная сестра Екатерины Ботян – Юстина Сергейчик, а также Ковалевская Пелагея. Имя Андрея Крачковского в истории Воложинской церкви известно в связи с тем. Что это был первый брат, который посетил эту группу верующих. Сам он, будучи родом из местечка Радошковичи Минской области, после работы и женитьбы в Петербурге на одной из местных верующих сестёр (там же он и уверовал в Господа) возвратился ещё до первой мировой войны в родные места и стал благовествовать родным и близким весть о Спасителе Христе. С той же целью он посещал окрестные селения и так пришёл в 1913 году в Воложин, где и встретил верующих сестёр. Собирались в те времена где-то в частном доме. По молитвам христиан уверовало много людей. Но недолго верующие радовались общению с братом: вскоре царские власти выслали брата Крачковского обратно в Радошковичи, а уже известную нам сестру Е. Ботян присудили к трём месяцам тюрьмы за «совращение из православия в штунду». Последний раз брат Андрей Крачковский присутствовал в церкви на 50-летнем юбилее общины, в 1962 году. Но Господь никогда не оставлял своих: во время первой мировой войны воложинскую группу детей Божьих посещали и поддерживали братья, служившие в русской армии; они же проводили в то время призывные молитвенные собрания. С братом Иосифом Перельманом связана ещё одна страничка из жизни Воложинской общины верующих. Приехав в Вильнюс, предположительно из Украины (сам он родом был из евреев), он там искал Бога. Люди указали ему на дорогу, ведущую в костёл. Местный ксёнз много заставлял Иосифа что-то учить из церковных писаний наизусть, последний, сам изучая приобретённую Библию, часто беседовал со служителем католической церкви, и однажды после одной из таких бесед был выгнан из костёла. Работая сапожником, он много общался с горожанами и всё время искал, где бы найти верующих в Бога людей. И вот однажды к нему пришла чинить обувь сестра, которая и познакомила Иосифа с местными братьями, в частности с братом Декуть Малеем. Впоследствии они и направили его как служителя в Воложин (он переехал туда уже после окончания первой мировой войны); воложинские же сёстры, в свою очередь (в частности, Пелагея Ковалевская), посылали просьбы о том, чтобы в их город приехал трудиться какой-нибудь брат. По приезду И. Перельман стал руководить богослужениями в Воложине, а также связался с Союзом баптистов Польши, который находился в Варшаве, и общину стали посещать его ведущие братья: сполак, Гутше и сам председатель Союза Микса. Этот же Союз прислал в 1923 году в город брата Лось Мартина (он был родом из деревни Михалишки, что в 60-ти км. от Вильнюса), который много и плодотворно потрудился на ниве Божьей в Воложине и его окрестностях примерно до 1927 года. Предположительно в годы служения этих двух братьев в общине образовался хор. Когда Церковь увеличилась, был послан запрос в Союз баптистов Польши с тем, чтобы прислали пресвитера. В 1927 году на это служение братья прислали в Воложин брата Петра Крашенина, который и совершал его до 1936 года. И. Перельман, будучи уже в преклонных годах, и, судя по всему, так и оставшись неженатым, в те годы уехал в другое место из общины. Служения с приездом Петра Крашении проходили сначала в небольшом снятом для проведения собраний домике на улице Первомайской (так она называется и сейчас), потом в половине большого дома, где жили еврейские семьи, а после этого – на улице Большие Бондари. В 1936 году один из верующих, Сак Антон, проповедник, купил дом (1910 года постройки) для жительства и под Дом молитвы с участком земли вокруг него, а после своей смерти завещал полностью отдать его общине верующих; у нас сохранился документ тех лет. В этом доме по улице Кирова, 37 и проходят с1936 года до настоящего времени богослужения поместной Церкви ЕХБ. А тогда община ревностно взялась за дело, и вскоре дом отремонтировали и привели в надлежащий вид. Особенно много потрудились, по рассказам старожил, в те годы при ремонте здания пятеро верующих братьев: Сергей Иода, Александр, Иван и Григорий Ковалевские (они обратились к Богу и приняли водное крещение в 1923 году; Иван и Григорий, плотники по специальности, впоследствии стали проповедниками в общине) и Бубневич Алексей. В 1936 году Союз вместо П. Крашении прислал на пресвитерское служение в Воложин молодого, энергичного, эрудированного брата Ивана Панцевича с верной женой-помощницей Соней, прекрасного певца евангельских песнопений. Родом он был из Баранович, окончил духовную семинарию в городе Лодзь (Польша) и являлся сотрудником брата Луки Николаевича Дзекуть-Малея в Бресте, который использовал его как благовестника. Из-за притеснений властей в 1944 году он выехал в Польшу, где нёс пресвитерское служение в баптистской общине Лодзи. Мешали как могли власти верующим и до войны. В частности, всем надо было обязательно регистрироваться, за самовольные сборы-служения по домам накладывали огромные штрафы и т.д. В сентябре 1939 года власти отобрали молитвенный дом под ветлечебницу и вернули его верующим, разрешив в положенное время (до «комендантского часа») проводить служения, лишь немцы в 1941 году. Таким образом, некоторое время богослужение в церкви вынужденно не проводилось. Вспоминают, часто тайком приходили на собрания, защищали верующих и пресвитера от произвола некоторых своих же товарищей. Многим запомнился один случай из жизни общины тех лет, когда на служение пришли два немца, и один из них взял детей на руки и, плача, говорил, что у него тоже есть такие по возрасту дети, а Гитлер послал его воевать. С 1944 года пресвитерское служение стал нести брат Иван Константинович Ковалевский. В годы его труда на ниве Господней община была зарегистрирована в местных органах власти. Во время ВОВ он тайно сохранял у себя еврейскую семью, и только это по милости Божьей спасло его от произвола властей, которые нещадно «цеплялись» к нему как к верующему со времени освобождения Воложина от немецкой оккупации. При очередном вызове в Минск на допрос этот факт смягчил сердце еврея-прокурора и, после свидетельства женщины, которая подтвердила факт о спасении еврейской семьи от фашистов, к нему не применили жёстких мер наказания, а «всего лишь» выслали из Воложина в Красноярск (это случилось в августе 1959 года) с женой, сыном и дочерью. В середине 70-х годов ему разрешили переехать в город Светлогорск, и лишь в 1977 году он смог снова попасть в свой родной дом в Воложине, где и умер, окончив свой земной путь в 1989 году, 30 октября. Верующие же в те годы, рассказывают, не смотря ни на страх, ни на что, всё же посещали собрания, а властям отвечали примерно так: «Я свою работу выполняю, и добросовестно, а в свободное время что хочу, то и делаю!» Много слёз людских было пролито в те годы репрессий и гонений, когда верующих ложно обвиняли, подбрасывая разные листовки, якобы ими написанные, сажали за решётку, разлучали семьи, отцов и матерей с их детьми, не разрешали, ревностно следя, молодёжи посещать богослужения. Только Бог один видел полностью страдания христиан в те страшные годы, вплоть до конца 80-х, и лишь у Него черпали силы борцы за веру евангельскую, и лишь Ему, Судии праведному, отдавали всё в руки, не обвиняя со своей стороны никого. С 1959 года вместо И.К. Ковалевского, до 1986 года пресвитерское служение в Воложинской общине нёс брат Андрей Федорович Байраш, 1905 года рождения, тоже хлебнувший немало горя, притеснений и вызовов к властям за эти годы. Бутрович Михаил Михайлович (родился в 1932 году) заступил на место брата Андрея Байраша, чтобы взяться за тяжелейший на земле труд пресвитера, 26 октября 1986 года (в Церкви тогда было 55 членов), который и совершал с искренней верой в Господа и прилюбви и уважении со стороны верующих до 4 декабря 1994 года, когда на членском собрании единогласно был избран новый пресвитер Яску Сергей Степанович, до этого немало посещавший общину по поручению братьев Союза ЕХБ Беларуси, а брат Михаил Михайлович был с миром отпущен продолжать служение Господу в родную деревню Поречье, что находиться возле посёлка Березинское Молодеченского района, помогая словом, делом и молитвой своему сыну Владимиру (последний трудился как миссионер и строил здание молитвенного дома в том же посёлке Березинское). За 8 лет служения М.М. Бутровича отошли в вечность к Господу 22 члена Церкви, а приняло крещение 16 человек. После регистрации в 1993 году Церкви в Берзинском, туда перешли некоторые братья и сёстры, живущие неподалёку от того посёлка, и таким образом к декабрю 1994 года Церковь ЕХБ в Воложине насчитывала 35 членов. Следует отметить, что часть верующих в 1989 году перешли в Союз ХВЕ нашей Республики. Яску Сергей Степанович женат, имеет детей; в 1996 году окончил Богословский факультет Библейского института при Союзе ЕХБ Беларуси. И хотя он начал трудиться в Воложинской Церкви ЕХБ в так называемые «времена свободы», трудностей, забот и проблем от этого не убавилось. Но Церковь продолжает усердно молиться Господу о том, чтобы Он разрешил все проблемы общины т выслал тружеников на Его ниву, которых так сейчас не хватает. Церковь регулярно молиться также о том, чтобы Бог открыл сердца неверующих горожан для принятия Христа как личного Спасителя. В городе не раз уже проводились с участием Церкви евангелизации, постепенно налаживается работа Воскресной школы при Церкви, на собрания приходят и каются молодые и пожилые люди, жители города и окрестных деревень. Пусть же Господь по Своему верному и непоколебимому обетованию по милости и любви Своей сохранит и эту общину, эту малую, но яркую свечу на нашей белорусской земле даже до дня Своего пришествия!

Hosted by uCoz