Христианская семья

Ларри Кристенсон
 
Божьи установления для жён
„Женщины — первые" — этого правила в известном смысле придерживаются в каждом приличном обществе. Придерживается его и Библия, когда говорит о Божьих установлениях для семьи, и это, по всей вероятности, не случайно: ведь, в семье жена является связующим звеном между мужем и детьми; и если она живет в согласии с Божьими установлениями, то к ним же будет тяготеть и семья в целом. Вот почему, говоря об этих установлениях, Библия в первую очередь обращается к жене: „Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу. Потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела; но, как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем" (Еф. 5:22-24).
Между тем, самая мысль о том, чтобы „подчиняться" или „покоряться" мужу, вызывает взрыв отрицательных эмоций у многих, казалось бы, разумных женщин, которые понимают это как призыв быть пассивной и ничтожной, чуть ли не половой тряпкой под ногами у мужчины... Прямо надо сказать — превратное представление.
Тем более, Господь понимает под покорностью не рабское состояние, а нечто иное. Быть покорным значит воздавать смиренное послушание тому, кто поставлен над вами главой. И Он приводит нам пример Церкви, покорной Христу. Церкви, которую эта покорность вовсе не унижает, а, напротив, прославляет! Бог издал этот закон о покорности жен мужьям не потому, что был настроен против женщин; наоборот, Он установил его для защиты женщин и в интересах согласия в семье. Учреждая его, Он думает о надежном укрытии для женщины, которой будет грозить в жизни немало бед и опасностей. Вот почему Библия не провозглашает „демократический брак", построенный по принципу „50 и 50". Порядок, учреждаемый Богом, исходит из соотношения „100 и 100". Жена — это стопроцентная жена, а муж — стопроцентный муж.
„Добродетельная жена... ценнее жемчугов". Средняя женщина, если она посвящает все свое время дому, мужу, детям... Если она пробует понять особенности работы, выполняемой мужем... пробует обуздать его эгоизм, способствуя одновременно росту его самоуважения, подавить его мужское тщеславие, не давая погибнуть его надеждам, если пробует окружить свою семью истинными друзьями... Если, благодаря ее усилиям в доме царит атмосфера любви, музыки, уюта и красоты во всем, начиная от мебели и сада, атмосферы глубокой внутренней культуры... Если она в состоянии выполнять все это, тогда это станет ее пожизненной работой, которая потребует всех ее сил, всего ее терпения без остатка, всех талантов, которыми наградил ее Бог; ее самой большой жертвой на алтарь любви. Эта работа потребует от нее все, что она имеет, и даже больше. И она поймет, что именно для нее она и была создана. Поймет, что выполняет план Божий. Что является сотрудником Верховного Правителя Вселенной.
Самый полный и прекрасный портрет добродетельной жены (такой, какой она должна быть) дается в Библии в Притчах 31:10-31. В этом отрывке мы читаем о способной, целеустремленной, работящей женщине, которая добра, мудра, весела, достойна доверия; она не только ведет дом и хозяйство, но и обдумывает будущее. Она знает себе цену. И свой разум, физические силы, свой богобоязненный характер использует в добрых целях. Благодаря ей, жизнь ее мужа и детей исполнена достатка во всем, но не забывает она и бедных и нищих за пределами своего дома. Разве не замечательная женщина! Но что же приводит в действие всю эту творческую силу? Не муж ли, который своей властью держит жену в покорности? Отнюдь. Ведь, это он выражает ей безграничную признательность: Муж ее хвалит ее: „Много жен добродетельных, но ты превзошла всех их".
Где покорность жены объясняется грубым нажимом со стороны мужа, там нет места Божьим установлениям, там действует лишь человеческая власть. Но там, где муж выполняет свою роль — в рамках порядка, установленного Богом, — т.е. „любит свою жену" и „не является суровым по отношению к ней" (Кол. 3:19), там покорность ему жены делается основанием взаимной любви и преданности, явлением, воистину прекрасным с моральной и духовной точки зрения.

Покорность — средство защиты
В окружающем нас мире женщина подвергается риску физического нападения, а, значит, нуждается в защите мужа. Факт этот общеизвестен, и никогда не оспаривается ни одной из культур: он находит отражение в любом народном сказании.
Однако, женщина уязвима не только физически, но и эмоционально, психологически, духовно. Так что и тут нуждается в пребывании под властью и защитой мужа.
Простой пример. Сосед раздраженно стучит к нам в дверь. Жена открывает ему, и он изливает на нее поток жалоб: дескать, несколько филенок в заборе, разделяющем их дворы, сломаны, и это почти наверняка, „ваши ребята постарались, так что и чинить забор вам придется".
„Я поговорю на этот счет с мужем", — отвечает жена. И это не означает ее стремления „уклониться от ответственности", это надлежащая реакция со стороны жены, которая живет под защитой мужского авторитета. Она создана с этой предпосылкой — быть в значительной
мере свободной от эмоционального давления, которое ложится на плечи мужа, осуществляющего связь семьи с внешним миром.
Менее признается, хотя значение, пожалуй, имеет еще большее, тот факт, что жена нуждается и в защите от эмоциональных травм, наносимых ей собственными детьми. Матери не следует „выпрашивать" уважение у ребят, тем более сражаться за него. Это лишает ее душевного равновесия и выдержки, столь необходимых ей для поддержания в доме спокойной и достойной атмосферы. На муже лежит ответственность ограждать жену от возможных проявлений неуважения к ней со стороны детей, малейший намек на непочтительность к матери, замеченный им, малейшее непослушание должны решительно пресекаться отцом раз и навсегда. Дети не должны забывать, что мать опирается на авторитет отца.
До сих пор жив в моей памяти трагикомический эпизод из детства. Я о чем-то поспорил с матерью. Когда она выходила из комнаты, я крикнул ей вслед: „Ты — чучело несчастное!" Я не видел отца, который вошел в комнату на несколько мгновений раньше... Он протянул руку и, схватил меня за рубашонку, поднял над полом. „Это кто чучело!?" — поинтересовался он. Оцепенев от страха, я забормотал: „Сам я чучело. Это я чучело... чучело!" Старший брат расхохотался, с трудом удерживал улыбку и отец. Мой отчаянный „прыжок в кусты" и это „самобичевание" внесли в ситуацию юмористическую струю и тем разрядили ее. Вот почему меня в тот раз не выпороли. Но я на всю жизнь усвоил урок: обидев мать, я навлеку на себя гнев отца.
Муж, который защищает жену от хамских выходок и обид со стороны детей, прививает им тем самым чувство уважения к женщине. И это, наряду с собственным вежливым и заботливым отношением к жене, каждый отец должен передавать своим сыновьям по наследству.
Последнее и самое важное: живя в этом мире, женщина подвергается также и духовной опасности. И муж, подобно щиту, ограждает жену от атак со стороны „начальств и властей" невидимого мира (Еф. 6:11-12).
Павел упоминает об этом в 1 Кор. 11:10: „Посему жена и должна иметь на голове своей знак власти над нею, для Ангелов". Известно, что слово „Ангел" Павел употребляет как в отношении духов, служащих Богу (2 Фее. 1:7), так и в отношении мятежных полчищ сатаны (1 Кор. 6:3; Рим. 8:32). Судя по контексту приведенного выше отрывка, Павел имеет в виду ангелов сатаны. И не правила приличия (женщине пристало носить покрывало на голове) занимают его здесь, а проблема незащищенности женщины: не имея на голове покрывала — знак того, что она пребывает под защитой мужа — женщина подвергается воздействию злых сил невидимого мира.
Павел сознавал духовную уязвимость женщин, особенно по линии обмана их, и необходимость для них находиться под защитой мужского авторитета. Вот чем объясняется его распоряжение в 1 Тим. 2:12-14, которое иначе могло бы смутить, показаться странным: „А учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но — быть в безмолвии. Ибо... не Адам прельщен, но жена, прельстившись, впала в преступление". Женщины могут принести большую пользу, уча детей и других женщин. Им нельзя предлагать свои доктрины и учения, как нельзя главенствовать над мужчинами в церкви.
Как много зла обрушилось на домашний очаг и церковь именно потому, что женщина отбросила щит мужского авторитета! Мы позволили сатане внушить нам ложное представление, будто это унизительно для жены — быть покорной и послушной мужу.
Во время совместного изучения Библии группа мужчин анализировала однажды отрывок, посвященный брачным отношениям. Каждый записал мысли, пришедшие ему во время молчаливого размышления. Затем они поделились записанным друг с другом. Одного из мужчин этот отрывок натолкнул на мысли о собственном браке, которые он изложил в следующей молитве:
„Господь, я благодарю Тебя за мою жену Кристин. Я славлю Твой Божественный план и промысел, который привел меня к ней. Я благодарю Тебя, Господь, за ее терпение, стойкость и молитвы, которые она пронесла с собой через 12 лет брака со мной, не знавшим Тебя. Я славлю Тебя, Господь, за Твое спасение, которое в конце концов пришло и ко мне — через ее терпение, стойкость и молитвы. Господь, защити ее. Благодарю Тебя, Господь Иисус".
Жены, радуйтесь тому, что пребываете под властью своего мужа! Во всем подчиняйтесь ему. В этом ваша особая привилегия — жить под защитой его авторитета. Именно в рамках этого Божественного установления Господь встретился с вами и благословит вас и в вашем лице благословит вашего мужа и детей, вашу церковь.
Сеятель Истины №5-6 Май-Июнь 1993
Hosted by uCoz