Христианская семья

Ларри Кристенсон
Божьи установления для родителей
Наиболее сжато, хоть и всеобъемлюще, формируется призыв к родителям в одной фразе, которую находим в послании Павла к Ефесянам 6:4: "И вы, родители, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем". Таким образом, смысл Божьего установления для родителей апостол передает здесь, исходя из трех главных повелений: любовь, дисциплина, учение.
Эта простая схема родительской ответственности строится в соответствии с примером, который подает нам Сам Бог. Некоторые философские школы хотели бы свести смысл религии к „созданию образа отца"; в окружении космоса человек, мол, испытывает страх, смешанный с благоговением, и, испытывая потребность в безопасности и защите, „создает" себе „небесного отца". Однако Библия излагает все это в обратном порядке. Бог создал человека по Своему образу (Быт. 1:26), и частично Божий образ в человеке как раз в том и выражается, что мы разделяем Его отцовство, т. е., как и Он, являемся „отцами" (в смысле — родителями, т. е. отцами и матерями). Бог является Отцом. Все земное „отцовство" происходит от Небесного Отца.

ВОСПИТЫВАЙТЕ

Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и состареет"(Прит. 22:6).

Гленн Кларк, один из великих учителей молитвенной жизни прошедшего поколения сказал как-то, что каждый ребенок приходит в этот мир, имея при себе „запечатанные распоряжения". У каждого человеческого существа свое особое предназначение, которое ему предстоит исполнить. Когда кто-то „родившись вновь", входит в христианскую общину, эта истина остается в его жизни. Апостол Павел описывает Церковь как „Тело Христово", в котором каждый из членов занимает свое особое место и выполняет свою особую функцию — будь то глаз, ухо или нога. Каждый человек приходит в этот мир и входит в Тело Христово со своими „запечатленными распоряжениями", которые он призван исполнить. Родители, помимо всего прочего, должны помочь ребенку „распечатать его распоряжения", т. е. открыть, чем Бог предназначает ему быть и что делать. Воспитывать нашего ребенка нам надо так, чтобы он стал не просто тем, чем должен стать всякий ребенок, но тем (уникальным и особым существом), каким должен стать именно он. Это означает, что воспитание каждого из своих детей родителям следует осуществлять под творческим руководством Святого Духа. Всем родителям надо приспособиться к нелегкому порой сознанию, что дети их не похожи друг на друга, и несходство это увеличивается по мере их взросления. Говорит ли это, что семья должна стать ареной для проявления безудержного индивидуализма? Отнюдь, нет! Ведь различия в характере и складе наших детей свидетельствует лишь о том, что у Бога для каждого из них свое, особое предназначение.
Родителям следует остерегаться навязывать ребенку собственные желания и амбиции. Между тем, явление это довольно распространенное, когда кто-то из родителей пытается „прожить" тот или иной аспект собственной жизни в жизни сына или дочери. Скажем, мать, которая, будучи подростком, отличалась живым характером и пользовалась популярностью среди сверстников, пробует воспроизвести такие же особенности в дочери, „натаскивая" ее в той же роли, какую играла сама. Если дочери присущи схожие черты, вреда не будет. Но если ее „запечатанные распоряжения" иного рода, если она „от природы" — спокойна и застенчива, попытки матери могут навлечь на нее невыразимые страдания.
Народная школа может лишь до определенного предела удовлетворять индивидуальным запросам и различиям. Родителям же необходимо постоянно спрашивать не только: „Правильно ли я поступаю? — но и — правильно ли я поступаю в отношении этого ребенка? Помогает ли мой метод воспитания стать этому ребенку тем, чем он должен стать?
УЧИТЕ

Воспитание наших детей мы начинаем со старательного обучения. Мы учим их, как сидеть и вести себя за столом, как завязывать ботинки, водить автомобиль, даем им представление о нравственных ценностях. Терпеливо и любовно должны мы учить наших детей тому, что хотим, чтобы они усвоили. И это задача родителей — проследить, чтоб ребенок достаточно точно понял, что от него хотят. Причем недостаточно, чтобы он понял это умом, важно показать ему, как следует выполнять то или иное распоряжение, помочь выполнять его хорошо!
Это особенно важно в привитии трудовых навыков. Большинство родителей повинно в том, что отдают распоряжения, не приложив соответствующего усилия, чтобы точно показать ребенку и научить его, как следует их выполнять. Между тем, время и усилия, затраченные вначале, впоследствии спасут часы, которые — из-за привычки работать спустя рукава — могут быть потрачены впустую. Если вы жалеете время и силы на тщательное обучение ребенка, то не имеете права ожидать от него прилежания и мастерства в чем бы то ни было. Даже маленькие дети могут помогать матери в работе по дому. Четырехлетнему малышу поручите, к примеру, ежедневно высыпать содержимое корзинок для бумаг в помойный бак. Шести и семилетние могут помогать накрывать на стол. Каждый раз, давая ребенку новое задание, подробно объясните ему, что к чему. Если четырехлетний обронил несколько бумажек по дороге, матери не следует жалеть время на то, чтобы отвести его назад и сделать все самой. Но на рассыпавшиеся бумажки не надо смотреть лишь как на мусор, который подобрать — и дело с концом! На этих бумажках ваш ребенок набирается опыта. Время, затраченное на привитие ему опыта теперь, окупится впоследствии, когда он овладеет навыками аккуратного и тщательного выполнения любой работы, за какую бы ни взялся.
Родители, вы должны так воспитывать и обучать своих детей, чтобы они полюбили работу, или, по крайней мере так, чтобы они, столкнувшись с необходимостью тяжелого труда, были бы в состоянии справляться с ним, не испытывая при этом чувства горечи и отчаяния. Вы можете растить детей в традициях христианской культуры, и Божьей милостью они „родятся вновь"; но если вы не приучили их к труду, они никогда не смогут быть полезными ни Богу, ни себе, ни вам. Ленивый христианин не сделал ничего путного для Бога.
УСТАНАВЛИВАЙТЕ ПРАВИЛА

Никакое обучение невозможно без установления правил. И здесь мы сталкиваемся с двоякого рода опасностью: не устанавливать правил достаточно твердых и четких, либо, напротив, переборщить, установив контроль над каждой мелочью.
Допускаем ли мы беспорядочность и анархию, которые не могут не вызывать тревоги, или перегружаем детей всякого рода правилами и запретами, — зло совершается в том, и в другом случае. Будучи противоположными по своему характеру, оба эти вида зла, тем не менее, родственны и одинаково нежелательны.
Там, где не держатся твердо установленных правил, жизнь ребенка отдана на „волю волн", то прибывающих, то убывающих; с „волнами" здесь позволительно сравнить случайные чувства, настроения и импульсы, как его собственные, так и его родителей. Напротив, в условиях определенного режима и порядка дети преуспевают. Да, они могут восставать против них по той простой причине, что еще не дисциплинированы; определенный распорядок в их жизни обязаны завести родители; дети в этом отношении зависят от них, сознают они это или нет. Ребенок, который растет, не подчиняя свою волю определенным правилам, не согласуя с ними свое поведение, — „обделенные дети" в самом элементарном смысле: у него ленивые, недисциплинированные родители. Давайте посмотрим правде в лицо: да, это требует усилий, времени, напряжения воли — устанавливать правила и соблюдать их. В данный момент, пожалуй, легче уступить давлению со стороны ребенка и позволить ему не считаться с правилами. Но результатом явится все возрастающая анархия в семье и нарушение порядка, установленного Богом.
Все пойдет, как надо, когда родители вновь примут на себя эту ответственность — устанавливать правила в семье и контролировать их исполнение. И, пожалуйста, не говорите чепухи вроде той, что „я ничего не могу поделать с моим ребенком!" Вы, безусловно, можете. И, говоря так, подразумеваете: „Я ничего не могу поделать с моим ребенком, не тратя время на то, чтобы контролировать его поведение, не прилагая определенных усилий, не отказывая себе в каких-то удовольствиях, не отрешаясь от любимых привычек, не теряя его расположение, не навлекая на себя неприятностей". Ну, так найдите время, смиритесь с неприятностями, даже со вспышкой гнева со стороны своего дитяти. Утраченное вами теперь неплохо окупится через несколько лет, когда ваши сын или дочь станут Бога благодарить за то, что у вас хватило находчивости установить те или иные разумные правила и держаться их.

БУДЬТЕ ПРИМЕРОМ

Будьте сами тем, чем хотели бы, чтоб были другие. Всем своим существом будьте таким. Если ваши требования противоречат тому, чем сами вы являетесь втайне, не ждите ни успеха, ни благословения. Но готовьтесь к тому, что весь ваш родительский труд будет посрамлен.
Апостол Павел мог сказать: „Подражайте мне, как я подражаю Христу" (1 Кор. 11:1). Во всех нравственных аспектах родители должны вести себя так, чтобы могли предложить своим детям подражать им.
Немало есть людей, которые хотели бы дать детям религиозное воспитание, сами не будучи религиозны. Они похожи на политиков, которые считают, что с помощью религии можно отлично управлять народом, но сами остаются вне ее, ориентируясь на другие законы. Можно лишь пожалеть таких родителей и их детей, но надеяться на их успех не приходится. Они сами „подрубают под корень" свою родительскую миссию.
Когда мы были маленькими, наш отец служил директором летнего лагеря для детей из бедных семей. Брат, сестра и я активно участвовали во всех лагерных делах. Слово „лагерь" не сходило у нас с уст, вызывая в памяти картины плаванья, рыбной ловли, катанья на лодках „охоты за сокровищами' и тому подобных занятий, которыми ребята никогда не устают наслаждаться. По мере того, как приближалось лето, мы любую тему, какая возникала в разговоре обращали к „лагерю", предвкушая, какую рыбу станем ловить и какие истории про духов будет рассказывать один из воспитателей, по имени Даг Петерсон, и как мы вновь встретимся со старыми друзьями...
Со мной у родителей была, однако, проблема. Язык, на котором говорил кое-кто из ребят в лагере, несколько отличался от того, какому их учили в воскресной школе! Я слышал там слова, которые дотоле мне слышать не приходилось и значения которых я не знал, хотя каким-то образом чувствовал, что слова эти — не слишком-то хорошие. Однако, я впитывал их в себя, как губка, так что первые три недели по возвращении домой родителям приходилось держать меня в изоляции, пока мой словарь не очищался от вульгарных выражений.
В моей памяти все еще жив такой случай. Отец уезжал к началу футбольных тренировок (он был тренером); садясь в машину, он повернулся ко мне и сказал: „Ты знаешь, что я никогда не произношу бранных слов, и я не хочу, чтобы ты произносил их". Ни нотаций, ни угроз. Только сила его личного примера. И, хотя будучи подростком, я не следовал ему в той степени, в какой хотел бы, однако, никогда не забывал о нем. Пример отца, который научился следить за своей речью, вдохновлял меня.
Дорогие родители! Если собираетесь учить других, предоставьте Богу учить вас самих. Это — главный принцип. Пренебрегая им, нельзя ожидать, чтобы ваши усилия по воспитанию детей увенчались успехом.
Сеятель Истины №9-10 Сентябрь-Октябрь 1993
Hosted by uCoz