Мир молодых

Леонид Михович

В этой статье я предлагаю взглянуть на проблему работы с молодёжью с точки зрения служителя церкви. Заранее хочу оговориться, что не всё, мною предложенное, подойдёт всем без исключения. Не все идеи совершенны, но мудрый и рассудительный служитель, если и не согласится с некоторыми утверждениями, то хотя бы сам на основании сказанного, сопоставляя услышанное с учением Библии, выработает лучшие методы и принципы работы с молодёжью и подростками в своей церкви.

Поп-культура
Прежде всего, мы должны осознать, что мир радикально изменился за последние несколько десятков лет, и эти изменения затронули и нашу страну. Что интересует молодёжь сегодня? Борьба с несправедливостью в мире? Голод, нищета в Африке или загрязнение окружающей среды? Скорее их волнует достижение успеха, личных целей или даже греха.
В годы моей юности каждый юноша стремился в армию. Если кого-то не брали, это было настоящей трагедией. Сегодня считается доблестью избежать исполнения «священного долга». Ценности изменились. Поехать строить БАМ или поднимать целину ради идеи (или романтики) едва ли кто согласится. Разве что за очень большие деньги. Прошло пятнадцать лет, а мир молодёжи стал совсем иным.
Современный подросток живёт в мире Интернета, долларов, иномарок, мыльных опер, CD и видеозаписей, в мире собственной моды и развлечений, среди возможности выбора религии (даже в небольших городах есть стандартный выбор церквей: православная, католическая, баптистская и пятидесятническая. Плюс группы харизматов и «свидетелей»). Понятно, что столица в этом отношении отличается от маленького посёлка и деревни, но поп-культура проникает и туда при помощи телевидения и возможности выхода в Интернет хотя бы на почте. И порабощает молодого человека.
Один компьютерный новичок, приобретший компьютер, так выразил переполняющее его, особенно на первых порах, чувства: «Что больше всего тянет меня вечером домой? Мой компьютер! Когда я печален, кто поднимет мне настроение? Мой компьютер! Кто каждый день наполняет мир музыкой? Мой компьютер!» СМИ пропагандируют свою коммерческую культуру, удовлетворяющую вкусы массового потребителя. Вот как об этом говорится в книге «Поколение для Христа»: «Современная поп-культура – это не элитарная культура для избранной группы людей с высокими доходами и с высоким образованием – «искусство» музеев, оперные постановки, классическая музыка, предметы ручной работы. Это не «народная работа» какой-то отдельной этической или местной группы – народные танцы, костюмы, баллады, особая кухня. Поп-культура нацелена на удовлетворение эстетических чувств, а не потребление. Это просто товар, на продаже которого можно заработать».
В тоже время поп-культура – мощное средство обучения, порабощения и навязывания мирских ценностей. В основе её лежит «евангелие» материализма.
Производители этой культуры (впрочем, как и производители «высокой» культуры) в подавляющем большинстве люди, активно неприемлющие христианские ценности, люди, которые веруют в Марксфрейддарвинизм, в секс до, во время и после брака, в психотерапию греха, в радость прелюбодеяния и допустимость гомосексуализма.
Не удивительно, что эта культура пропагандирует пороки и грехи, особенно формируя превратный взгляд на отношения между мужчиной и женщиной. Фильмы для подростков используют язык и образы, основанные в значительной степени на сексе. Они учат девушек, как надо одеваться, чтобы привлечь внимание мужчин, а парней – как надо покорять женщин. (Причём они мало говорят о последствиях греха). Как и чему учить молодёжь в этом мире?

Музыка

Современную подростковую культуру невозможно представить себе без музыки. Молодёжь слушает музыку, обсуждает и изучает её. Она часто влияет на их внешний вид, поведение, характер. Увлечение рок-музыкой превратилось в своего рода всемирное движение, насчитывающее сотни миллионов последователей.
Знаем ли мы, какую музыку слушает наша молодёжь? Из посещающих церкви, может быть, лишь треть молодых людей слушает только христианскую музыку, в больших городах процент слушающих только христианскую музыку значительно ниже.
Какую музыку слушает молодёжь в мире? Чтобы узнать это, достаточно включить любую популярную среди молодёжи радиостанцию, например Радио Би-Эй или Европа+. Как мы учитываем это в евангелизационном служении? Можно ли думать, что современные подростки с радостью придут слушать Бортнянского и Архангельского в исполнении хора? Многие церкви пытаются использовать музыку для подростковой евангелизации. Но суровая истина заключается в том, что становится всё труднее находить отдельные музыкальные группы исполнителей, которые привлекали бы широкий круг подростков.

В магазины одной компании в Америке любили приходить подростки. Они покупали поп-корн, располагались прямо у магазина и своим видом отпугивали потенциальных покупателей. Как решить проблему? Кто-то предложил выход. В магазине стали включать классическую музыку. Теперь подростки покупали поп-корн и уходили подальше от магазина.

Вопрос номер один: какой лучший способ разогнать подростков? – Классическая музыка. Вопрос номер два: какой стиль музыки преобладает в наших собраниях?
Я убеждён в том, что старшим легче перенять молодёжный стиль пения (музыки), чем молодым – стиль пожилых сестёр. Нам легче научиться говорить их языком, чем их – нашим.
Реакция старших верующих на современную музыку часто сводится к тому, что они просто игнорируют, осуждают или запрещают её. Но подростковые служители не могут следовать ни одной из этих тактик. Многие ребята до такой степени отождествляют себя со своей музыкой, что игнорирование и осуждение музыки для них равнозначно игнорированию и осуждению их самих.
Речь не о том, чтобы в церквах хоры в срочном порядке заменить эстрадными оркестрами или рок-группами. Это было бы слишком простым решением. Речь идёт о том, что нельзя не учитывать музыку в служении.

Восприятие информации

Когда мы говорим о работе с молодежью, важно учитывать еще один момент. Подросток (в большом городе особенно) живет в потоке шума и информации. Та же музыка сопровождает все другие дела. Она стала фоном работы, игр, вечеринок, домашних заданий, поездок, походов, разговоров.
Мы буквально завалены информацией. В X веке крестьянин за всю свою жизнь получал примерно столько информации, сколько теперь публикуется в одном номере толстой еженедельной газеты, например "Нью-Йорк Таймс". Через Интернет каждую минуту становятся доступными 2 000 страниц информации. Если бы мы посвятили себя чтению имеющейся в Интернете информации и делали это по 24 часа в сутки, то нам не хватило бы полутора миллионов лет. Но это только Интернет. А ведь в мире есть еще более 300 000 ежедневных газет, примерно 30 000 радиопрограмм и 3 000 телепрограмм. Каждый год выходит больше миллиона наименований специальной литературы и больше 7 000 художественных фильмов.
Проблема в том, что люди теряют способность реагировать на информацию. Мозг в попытке защитить себя начинает воспринимать ее просто как шум. Человек слушает и не слышит. И сейчас, чтобы привлечь его внимание, нужно использовать разные эффекты: информация должна быть или очень интересной, или необычной, или страшной. Она должна быть представлена ярко, громко, эффектно. Поэтому в фильмах для молодежи надо "громче и чаше взрывать, стрелять, сталкиваться в машинах и гореть ярким пламенем".
Итак, мозг уже настроен не на восприятие информации, а на защиту от ее обилия. Даже в собрании он действует таким образом. Чтобы завоевать внимание подростка, недостаточно глубины. Я иногда во время собрания сижу на балконе. Оттуда оно воспринимается совсем иначе. Думаю, каждый пресвитер хоть изредка должен делать это. Сидя там, я слушаю глубокие проповеди и вижу, как рассеяна молодежь. Глубина, преподаваемая монотонным голосом и скучным богословским языком, не захватывает их. Не потому только, что они думают о своем (а такое часто бывает), а потому что их мозг уже перегружен информацией, и надо сказать что-то необычное или как-то необычно, чтобы они последовали за проповедником.

Проповедник - не актер, и собрание - не цирк, но Евангелие достойно того, чтобы быть представленным эффектно, ярко. Молодежь не собирается слушать нас только потому, что мы обладаем истиной. Надо привлечь их внимание. Марцинковского приходили слушать тысячи молодых людей. Христа слушали с услаждением, 5000 пришли в пустыню не для того, чтобы послушать скучные речи. Иисус говорил образно, рассказывая о волках в овечьей шкуре и жемчугах, которые бросают свиньям.
Он использовал наглядный материал: приводил в пример лилии, брал на руки детей, указывал на вдову, бросавшую две лепты. Он говорил о нуждах людей, Он применял истину к жизни, Он проповедовал на актуальные темы, Он преподавал глубокие
истины просто, тогда как многие проповедники поступают прямо противоположно: они преподают простые истины сложно.
Христос говорил понятным окружавшим Его людям языком, а мы говорим о лихоимстве, пакибытии, вержении, мзде неправедной, акридах, брении, деснице и кимвалах звучащих, хотя и сами порой не знаем, что это значит. Так молодежь не заставишь слушать. И наша вина в этом больше их вины.

ПРИНЦИПЫ ПОДРОСТКОВОГО (МОЛОДЕЖНОГО) СЛУЖЕНИЯ

Подростковое служение начинается в тот момент, когда взрослый христианин (пресвитер, молодежный пастор, зрелый руководитель молодежи, старший друг) находит удобный способ для вхождения в мир подростка.
Наш Господь стал плотью, чтобы обитать с нами, чтобы иметь общение с нами. Подобно этому и мы входим в мир молодежи. Принимаем участие в делах, которые интересуют их. Изучаем их музыкальные пристрастия. Что они слушают? Ведь они выбирают музыку, которая соответствует их эмоциональным потребностям. А какие книги они читают? Каким видом спорта предпочитают заниматься? Где они любят проводить свободное время? Когда мы знаем это, легче найти контакт с подростком, легче заинтересовать его и ответить на его вопросы.
Один пресвитер, когда мы его пригласили принять участие в молодежном общении, честно сказал: "Я уже двадцать лет как потерял связь с молодежью". И что же? Пастор занимается своим делом, молодежь - своим. Всем как будто хорошо.
Подростковое служение продолжается, пока взрослый христианин может поддерживать контакт с подростком для приведения его к все более зрелой связи с Богом через Иисуса Христа.
Как Христос вел учеников к духовной зрелости? Он не терял общения с ними.
Статистика утверждает: в церквах, работа которых наиболее эффективна, наставники проводят много времени с ребятами: в наиболее успешно работающих подростковых группах наставники проводят с ними по 11 часов в неделю. В хорошо работающих церквах средний показатель составляет 40 минут в неделю на одного подростка. Посчитайте, сколько вы (или молодежный работник вашей церкви) тратите на каждого подростка?..
Но разрыв может происходить и незаметным образом, когда молодой человек думает, что он уже не нуждается в помощи старшего, что у них уже нет общих интересов, или же старший брат или сестра не удовлетворяют духовных потребностей подростка, ведут себя непоследовательно, не признают ошибок. Возможно, отношения между старшим верующим и молодым стали приятельскими и последний не получает от них никакой духовной пользы. А, может, взрослый сосредоточился на разных формах деятельности (спорт, музыка, драма) и забывает о конкретных людях?
В нашей анкете для молодежи был такой вопрос: "Имеете ли Вы контакт с лидерами (руководителями) молодежи?" Более половины опрашиваемых отвечали: "Нет". Был еще один вопрос: "Имеете ли Вы постоянные связи с кем-то из старших братьев или сестер, ведущих Вас к духовной зрелости?" Примерно третья часть молодых людей не смогла ответить утвердительно. Контакта нет.

Продолжение следует...

Леонид Михович, ректор Минской богословской семинарии
Статья взята из журнала "Куда идёшь?" №3 (9)
2003

Hosted by uCoz