Теория благоденствия
 
В одном американском городке, на одной из оживлённых площадей, долгое время успешно сосуществовали несколько малых торговых точек. Одна из солидных преуспевающих компаний решила выкупить это место, чтобы построить там крупный торговый центр. Владельцы мелких магазинов поняли, что лучше по-доброму, с выгодой для себя продать своё место теперь, нежели потом в окружении этого гигантского торгового центра, обанкротившись, потерять и то малое, что имели.
Но не так обстояло дело с одним очень упорным владельцем, не согласившимся ни на какие условия. Через некоторое время стены его лавки с обеих сторон были «подпёрты» современным, прекрасным, сделанным по последнему слову техники и науки торговым центром. Что делать? Чтобы не разориться, он искусно подстроился под архитектуру торгового центра и повесил огромную афишу: «Главный вход». Можно мысленно представить себе тот поток покупателей, направляющийся к дверям этого умелого предпринимателя! Так иногда и незначительное приобретает форму основного, диктуя нам условия и положение вещей.
Богатство, роскошь, прелести этого видимого мира рекламируют себя всеми способами. Люди ищут главный вход в мир богатства, желают прожить счастливо и беззаботно, но часто открывая не ту дверь, оказываются разочарованными и обманутыми на всю свою жизнь. Земное благополучие, стабильность повседневной жизни и уверенность в будущем для нас, верующих, также стоит не на последнем месте.
Вся история Ветхого Завета красноречиво свидетельствует о том, что Богу Всемогущему было не всё равно, как будет жить Его избранный народ. Бог многократно и многообразно утверждал, что всякому, ходящему праведно пред Его очами, Он Сам даст в наследие прекрасную землю. Он обещал открыть источники верхние и нижние, молоко и мёд, текущие в земле обетованной, дома, которые они не строили и виноградники, которые не насаждали. На фоне таких обещаний кажется, что только неверные, нечестивые и падшие грешники должны проводить свою жизнь в бедности и болезни. Те же, кто посвятил себя служению Живому Богу, должны иметь благоденствие на этой земле.
Но и сегодня, как, безусловно, было и раньше, некоторые искренне верующие дети Всемогущего Бога могут попасть в полосу трудностей. Если христианин вдруг беден или же физически болен, он может услышать и такое: «Где же ваш Бог? Ведь Он же ваш Отец, Податель всех благ! Где же ваша вера? Если не имеете полного материального благополучия, значит, не просите... Если просите, но не получаете, значит, просите без веры. Сначала нужно положить зерно веры, а потом оно прорастёт. Вот начните жертвовать на нашу церковь...». И так далее, и тому подобное. Земное благополучие, успешное материальное и физическое благосостояние проповедуется многими проповедниками нашего времени. Это учение некоторыми верующим называется теорией благоденствия. Теория благоденствия не является Библейским учением.
В нашей церкви мы поём: «Я хочу ни богатства, ни казны серебра, а небесного царства и спасенья добра. В книге вечной спасённых, о, скажи, Боже мой, на страницах зажженных я записан Тобой?» Итак, во главу угла своего духовного здания многие праведники положили, прежде всего, спасение своей души. Познание Истины и неизменное следование Слову Священного Писания для них является главной целью, а остальное они считают второстепенным. Даже если весь мир окружает и наступает на христианские святые истинны, праведный и любящий Бога христианин остаётся верным в своих принципах. Он может пренебречь материальным благополучием, если методы его приобретения противоречат принципам его духовной чистоты. Если пути, ведущие к материальному благополучию, уводят его от истинного предназначения в плане Божьего спасения, такой христианин найдёт свой смысл в том, чтобы проводить земную жизнь вдали от суеты коммерческого рационализма. Он отдаст своё предпочтение благочестию и служению Богу, нежели грешной алчности к земному богатству.
Теория благоденствия часто замыкает свой круг на больничной койке, где и пастора, и громкие глашатаи этих идей, довольно в раннем возрасте уже страдают плотью, как и многие прочие смертные. Часто их бизнес замыкается на большой ключ, чтобы дать дорогу более везучим и умелым наездникам этой жизни, которые преуспевают за счёт своей предприимчивости, а часто и нечестности.
Стоит посмотреть на некоторые принципы ведения бизнеса в свете Евангелия. Христос, например, родился в семье очень бедных людей. Мария и Иосиф по своей бедности не могли принести иной жертвы, как только голубей, по предписанию Закона. А ведь это родился Царь! Только по прошествии некоторого времени семья обеспечивается всем необходимым для долгого проживания на Африканском континенте. Многие богословы предполагают, что семья Иисуса, убежав от преследования Иродом, проживала в одном из оживлённых городов Египта, Александрии. Проживание в этом городе требовало, естественно немалых затрат. Кто дал средства на существование? Вы скажете - волхвы... Так - то это так, но кто стоит за этим? Сам Господь! Полоса нужды и тревог сменилась полосой благополучия, чтобы после опять Ему обнищать и быть лишь «сыном плотника».
А ведь Христос добровольно обнищал ради нас, «продав» всё имение своё, чтобы приобрести то поле, на котором только и есть одна драгоценная жемчужина -жизнь твоя и моя, человек. Душу человека Бог оценил очень дорого и не захотел променять её на богатство и славу этого мира. А мы часто способны променять свою душу на кусок метала или какую-то тленную вещь этого видимого и проходящего мира. Христос учил: «...как трудно надеющимся на богатство войти в Царство Божие!» (Марк 10:24).
Не будем забывать и то, что апостол Павел в духе и истине Евангелия, заботясь о духовном благополучии своей паствы, учил: «Великое приобретение - быть благочестивым и довольным. Имея пропитание и одежду, будем довольны тем. А желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть, и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу; Ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому, предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям» (1 Тим. 6:6-10).
Итак, надеющиеся на богатство, сребролюбивые, недовольные, неблагочестивые, желающие обогащаться - синонимы духовно не преуспевающего человека.
Где же граница между Богом обещанным успехом и благополучием, достигнутым усилиями человеческой мышцы? По внешним признакам это очень трудно определить. Это знает лишь тот человек, кто непосредственно вовлечён в процесс взаимоотношений мирского и духовного, где главным индикатором служит свидетельство Духа Святого. Присутствие Его способно регулировать границы дозволенного и запретного. И если человек преступает волю Божию и живёт по плоти, то он сам чувствует теплоту, или напротив, холод духовных взаимоотношений со своим Богом. Иногда, в беседах с некоторыми верующими, рассуждая о «теории благоденствия», я испытываю на себе их осуждающий взгляд: «Слабый, мол, в вере христианин...» Но вижу и их смущение, когда привожу на память им место, описанное в книге к Евреям (11:39-40): «...И все эти свидетельствованные в вере, не получили обещанного, потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства». Вникните в смысл всей этой главы и вы поймёте что у Бога был план для каждого верующего в него человека. Путь ко спасению у многих лежал через тернии и лишения. Атеисты насмехались над верующими, говоря, что Бог их - Бог рабов. «Бог нужен нищим, чтобы утешиться им в своей обездоленной жизни»,- говорили они. Как глубоко они заблуждались. Бог нужен всем: и богатым, и нищим. Чтобы получить спасение души для этого нужна вера... ни в богатство, но в Бога Живого. Лишь Он знает, кто может прийти к Нему и через какие обстоятельства. Часто это случается тогда, когда у человека не остаётся больше никакой надежды ни на себя, ни на своё благосостояние.
Сергей Куропатко
Голос Истины №3 (30) Март 2002
Hosted by uCoz