ДИСКУССИЯ

КОГДА ВСТРЕЧАТЬ НАМ РОЖДЕСТВО?
Библия говорит :
"Пошел также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова, записаться с Мариею, обрученною ему женою, которая была беременна. Когда же они были там, наступило время родить Ей; и родила Сына Своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице" (Лк. 2:3-7).


В этот день Он родился. Сошел с небес. Воплотился. Вочеловечился. Стал одним из нас... Совершилась тайна, которую не в силах разгадать никто - даже лучшие умы человечества. Его ставят в один ряд с учителями и пророками прошлого. Но возможно ли такое сравнение? Ведь все выдающиеся учителя прошлого имели земного отца, они совершали ошибки и грешили, умерли, и тела их истлели. Сравните: Отцом Иисуса Христа был Сам Бог, а зачатие было непорочным, Иисус Христос не согрешил ни разу, могила Господа пуста. Он - жив!
Иисус Христос - не просто человек, Он - Богочеловек. Нет другой подобной Ему личности в истории человечества! Со дня Его рождения и идет, собственно, наше летоисчисление! Все события и даты эпох ушедших и времен нынешних имеют теперь временную привязку: от Рождества Христова или до Рождества Христова, что еще раз подтверждает величие и историчность личности Иисуса Христа.
Все вроде ясно, просто и понятно. Однако есть одно "но"...
По мере приближения новогодних праздников большинство людей из года в год задаются одним и тем же, ставшим почти уже традиционным, вопросом: какое же Рождество правильное? То, которое отмечает весь мир, - 25 декабря, прозванное "католическим", или же то, которое празднуется в России, - 7 января, именуемое "православным"? На самом деле, среди порой столь бурной полемики по поводу того, какое Рождество истинное, как-то забывается, что Рождество может быть только одно - Христово.

Русская Православная Церковь всегда праздновала и празднует Рождество 25 декабря.

Впрочем, вполне легко убедиться в том, что церковного праздника под названием "Православное Рождество" просто не существует. Достаточно заглянуть в богослужебную книгу, содержащую литургические тексты каждого дня - Минеи, и обнаружить, что под датой 7 января в ней стоит: "Собор предтечи и крестителя Господня Иоанна"; зато под 25 декабря в ней значится: "Рождество Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа". Это значит, что Русская Православная Церковь всегда праздновала и празднует Рождество 25 декабря.
В первые годы существования Церкви христиане отмечали лишь Пасху. Но затем стали появляться и другие праздничные дни, связанные с различными событиями земной жизни Христа. Одним из них стал праздник Рождества, отмечаемый в один день вместе с Крещением и Поклонением волхвов - 6 января. Лишь только в IV веке Рождество было перенесено на 25 декабря. Точно известно, что уже перед 336 годом праздник Боговоплощения отмечался в Риме именно в этот день. Немного позже эту традицию перенял и христианский Восток: в декабре стали праздновать Рождество с 375 года в Антиохии, с 379 года - в Константинополе, а вот в Палестине - только на переломе VI и VII веков. Зато Армянская Апостольская Церковь до сих пор празднует Рождество 6 января.
Сама дата - 25 декабря - имеет не историческое (ибо точной даты рождения Иисуса никто не знает), а апологетическое и назидательно-символическое значение. Дело в том, что этот день для северного полушария является астрономически безусловным днем зимнего солнцеворота, то есть своеобразной точкой, когда продолжительность дня потихоньку начинает расти. Распространенному в Риме культу Солнца, начавшему 25 декабря свой триумфальный поворот к весне после победы над зимней тьмой, Церковь противопоставила веру во Христа, принесшему миру духовный свет и обновление.
Нарочито перенеся день рождения Христа на радостно переживаемый язычниками "День рождения Непобедимого Солнца" христианские богословы сделали его центром народной жизни. Вся природа преклоняется пред Младенцем Иисусом, и даже Солнце, это божество язычников, повинуется родившемуся "Солнцу Правды". Произошла замечательная замена причинно-следственных отношений.
Одновременно был пересмотрен и сам римский календарь, реформированный в 45 году до нашей эры по инициативе императора Юлия Цезаря, а потому получивший наименование "юлианского" ("старый стиль", как его теперь называют).
Но, как известно, юлианский календарь неточен и постоянно отстает "от природы". Причина этого в том, что средняя продолжительность года в юлианском календаре на 11 минут и 14 секунд больше тропического года, то есть продолжительности оборота Земли вокруг Солнца. В результате каждые 128 лет накапливается ошибка в целые сутки: момент прохождения Солнца через точку весеннего равноденствия передвигается за это время на одни сутки назад, от марта к февралю. Начиная с IV века, когда Церковь, став государственной, связала свой формирующийся годичный цикл праздников с юлианским календарем, и до конца XVI века все праздники, связанные с точно фиксированными датами (праздники неподвижного цикла), передвинулись "вперед" на 10 дней (зимние к весне, весенние к лету и т. д.).

Каждые 128 лет накапливается ошибка в целые сутки.

С целью исправления возникшей ошибки Папа Римский Григорий XIII в 1582 году решительно произвел реформу календаря, который и получил наименование "григорианского". В своей булле, под названием "Среди важнейших..." (от 24 февраля 1582 года), патриарх Рима подчеркивал, что делается это "с целью вернуть весеннее равноденствие на его прежнее место, каковое отцы Никейского собора установили, на 12-й день перед апрельскими календами..." Это означало логичное возвращение к исходным календарным точкам отсчета, и григорианский календарь стал с достаточной точностью фиксировать точное (то есть астрономическое) время.
Реформированный (григорианский) календарь сразу был принят католическими странами Европы, в вскоре - и протестантскими. Православные тогда отказались его принять, хотя ими и была признана неточность юлианского календаря.
Таким образом, Рождество Христово по юлианскому календарю приходилось в XVI и XVII веках на 4 января по григорианскому календарю, в XVIII веке - на 5 января, а в XIX веке православные отмечали его уже 6 января. В XX и XXI веках отставание юлианского календаря от истинного времени составляет уже 13 дней, так что сторонникам "старого стиля" Рождество приходится праздновать 7 января, а не 25 декабря. Соответственно смещаются и все остальные праздники неподвижного цикла. После 2100 года отставание юлианского календаря возрастет до 14 дней и Рождество будет приходиться уже на 8 января. Затем разрыв увеличится до 15 дней и даты всех праздников передвинутся еще на один день вперед.

Кто знает, может, когда-нибудь и в России все, кто исповедует веру во Христа, встретят Рождество вместе, в один день...

Представим себе не в меру усердного хранителя памяти своего уже давно почившего дедушки, от которого ему достались в наследство красивые старинные часы. Все бы было хорошо, но они отстают на 13 минут. Однако перевести стрелки - значит оскорбить память дедушки! Понятно, что живущий не по истинному, точному времени, а по дедушкиным часам человек всюду отстает и вечно запаздывает на 13 минут: когда стрелки на его часах показывают полночь - на самом деле уже 0 часов 13 минут, то есть полночь наступила тринадцатью минутами ранее, чем показали часы. То же самое происходит и с датами по юлианскому календарю: цифровые значения остаются прежними, но из-за отставания от истинного времени они смещаются вперед.
Именно этим и объясняется постоянное запаздывание на 13 дней всех христианских праздников неподвижного цикла, отмечаемых православными в России. Таким образом, Русская Православная Церковь празднует Рождество 25 декабря, а не 7 января, но только по юлианскому календарю, отстающему от истинного времени на 13 дней.
Что делать? Пожалуй, я не возьму на себя роль советника столь уважаемому институту, как Русская Православная Церковь, а лишь позволю себе напомнить, что многие поместные православные церкви уже перешли на григорианский календарь и празднуют светлый праздник Рождества Христова в один день вместе с христианами других конфессий - это, например, Константинопольский Патриархат, Греческая, Антиохийская, Александрийская, Кипрская, Болгарская, Польская и Чешская Православные Церкви. В свое время, в начале XX столетия, Патриарх Московский и всея Руси Тихон, причисленный впоследствии к лику святых, пытался перевести православное богослужение на новый стиль, но это его начинание не получило поддержки. Однако кто знает, может, когда-нибудь и в России все, кто исповедует веру во Христа, встретят Рождество вместе, в один день, а не с почти двухнедельным отрывом. Пока об этом остается только мечтать, но кто-то говорил, что под Рождество мечты сбываются.
Андрей Плискин, Ассоциация христианских журналистов
"Крынiца жыцця" 6'2003
Hosted by uCoz